В КАКИХ РЕГИОНАХ ЖИТЬ ХОРОШО

От того, как развивается каждый регион в отдельности, зависит экономическое благополучие Казахстана в целом. А потому задачи у министра регионального развития Болата ЖАМИШЕВА особые. Можно сказать, что он за страну в ответе.
В ходе интернет-конференции на сайте www.millioner.kz поступило около 100 вопросов от читателей, из них мы выбрали самые интересные, волнующие многих казахстанцев.

Вопрос #1 (27.03.2014). Болат Бидахметович, добрый день! Скажите, введен ли уже мораторий на проведение проверок бизнеса? Какие субъекты бизнеса под него подпадают. На какой срок будет введен этот мораторий?
Камила Низятдинова

= Здравствуйте, Камила! Мораторий на проведение проверок введен со 2 апреля текущего года до 1 января 2015 года Указом Главы государства от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».
Действие моратория распространяется на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок:
1) основанием для проведения которых является заявление субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении собственной деятельности, встречных проверок, связанных с этим заявлением;
2) финансовых организаций;
3) в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ;
4) деятельности физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебного, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;
5) проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку.
Безусловно данные исключения необходимы потому что деятельность в данных сферах является наиболее опасной и последствия, в случае наступления неблагоприятного происшествия, неотвратимы. Добавлю, что проверки по исключениям будут проводиться только на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа, согласованного с Генеральной прокуратурой РК.

Вопрос #2 (27.03.2014). Скажите, сколько моногородов в Казахстане? Все ли они имеют в долгосрочной перспективе шансы на выживание? За счет чего?
Рустам Таукелов, Семей

Здравствуйте, Рустам! В рамках Программы развития моногородов до 2020 года по республике определены 27 моногородов: Степногорск, Хромтау, Текели, Кульсары, Ақсай, Каратау, Жанатас, Балхаш, Жезказган, Каражал, Сарань, Сатпаев, Темиртау, Шахтинск, Абай, Аркалык, Жетикара, Лисаковск, Рудный, Жанаозен, Аксу, Экибастуз,
Зыряновск, Курчатов, Риддер, Серебрянск, Кентау. Их устойчивое социально-экономическое развитие предусмотрено и в средне - и долгосрочной перспективе. Также мы определили моногорода по критериям в зависимости от производственной емкости стабильно работающих предприятий: моногорода высоким, средним и низким потенциалом развития.
Долгосрочная перспектива развития указанных моногородов связана с потенциалом развития и зависит от: увеличения объема промышленного производства моногородов с низким экономическим потенциалом в результате реализации одного или нескольких «якорных» инвестиционных проектов; увеличения количество активно действующих малых предприятий в моногородах; снижения долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах; снижения уровня безработицы в моногородах; увеличения количество активно действующих малых предприятий в моногородах; развития малого и среднего бизнеса.
В целом, при реализация Программы развития моногородов снизится социальная напряженность населения в моногородах, увеличится занятость населения, будут созданы новые предприятия, увеличится выдача населению микрокредитов в целях развития предпринимательства, будут реализованы партнерские программы по развитию малого предпринимательства, предоставлены гранты на создание новых производств, а также увеличится количество проектов по размещению альтернативных производств, направленных на долгосрочную диверсификацию экономики городов.

Вопрос #3 (27.03.2014). Могу ли я подать заявление на получение земельного участка под ИЖС, если я не имею собственного жилья? Какие документы нужны? Куда обращаться?
Утеген Бекбатыров, Алматы

Здравствуйте, Утеген! Да, Вы имеете право один раз бесплатно получить от государства земельный участок для ИЖС согласно земельному законодательству. Но предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование относится к компетенции местного исполнительного органа столицы (Акиму г. Алматы).
Порядок предоставления прав на земельные участки под ИЖС определен пунктом 8 статьи 44 Земельного кодекса РК и постановлением Правительства РК от 1 августа 2006 года № 726 .
При испрашивании земельных участков для ИЖС заявления (ходатайства) граждан берутся на специальный учет и удовлетворяются по мере подготовки площадок для отвода либо при наличии свободных территорий, используемых для ИЖС. Местные исполнительные органы (акимат г. Алматы) обязаны обеспечить доступность информации о подготовке площадок для отвода и о списках очередности на получение земельного участка для ИЖС посредством их размещения на специальных информационных стендах и (или) путем опубликования в средствах массовой информации на государственном и русском языках не реже одного раза в квартал (п. 8 ст. 43).
В соответствии с действующим земельным законодательством, заявления граждан должны удовлетворяться по мере завершения подготовленных площадок с соответствующей инфраструктурой.
Одним из факторов сдерживающих выделения земельных участков под ИЖС в регионах являются отсутствие свободных земель и подготовленных площадок, особенно в областных центрах, гг. Астаны и Алматы и их пригородных зонах.
На основании изложенного, Вам необходимо обращаться в акимат г. Алматы и управление земельных отношений города.

Вопрос #4 (27.03.2014). Я проживаю в Алматинской области. Чтобы добраться до райцентра, нужно преодолеть более 100 км, чтобы добраться до областного центра – больше 250. После того, как упразднили наш район – одни сплошные мучения. Не планируете ли пересмотреть административное деление некоторых регионов, чтобы создать удобства для жителей глубинки?
Максим Владимирович Воронцов

Здравствуйте, Максим! Вопросы административного деления, в соответствии со статьями 11 и 12 Закона РК «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», входят в компетенцию районных и областных представительных и исполнительных органов. Для начала Вам необходимо обратиться в районные и областные представительные и исполнительные органы.

Вопрос #5 (27.03.2014). Вы стали бывать чаще в регионах. На Ваш взгляд, что нужно сделать для сельчан в первую очередь?
Назира Искакова, Актюбинская область

Здравствуйте, Назира! В первую очередь для сельчан необходимо создать благоприятные условия для проживания в сельской местности. А именно создать необходимую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуры, построить жилье, создать условия для развития малого и среднего бизнеса, создать рабочие места, привлечь молодых специалистов.
Для этого, в республике созданы определенные условия для решения насущных проблем в сельской местности. Меры поддержки отражены в государственных, отраслевых программ и программ развития территорий областей.

Вопрос #6 (27.03.2014) На каждом шагу - бюрократия. Приходится ли вам сталкиваться с ней? Как вы лично с ней боретесь?
Ляззат

Здравствуйте, Ляззат! Для снижения уровня бюрократических проволочек Министерством регионального развития разработан законопроект о разрешениях и уведомлениях, который сокращает сроки выдачи разрешительных документов, позволяет в интегрированной системе с другими госорганами в короткие сроки проводить выдачу разрешительных процедур путем электронного согласования необходимых документов. Сейчас законопроект находится в Мажилисе.
Помимо этого, Правительством на постоянной основе проводится работа по автоматизации функций госорганов в целях сокращения сроков и количества требуемых документов при предоставлении госуслуг.
Результатом этой огромной работы является портал «электронного правительства» www.egov.kz., через который можно получать большое количество государственных услуг не выходя из дома.
В настоящее время автоматизации подлежит 22 госуслуги, оказываемые Министерством, из которых в настоящее время автоматизированы 19, остальные разработаны и находятся на стадии согласования в других госорганах.
Посредством автоматизации сокращаются внутренние и внешние согласования между ведомствами. Теперь услугополучателю нет необходимости бегать между разными госорганами, так как их многочисленные информационные системы интегрированы между собой.

Вопрос #7 (27.03.2014). Почему в Астане не выделяются земли для индивидуального жилищного строительства?
Манарбек Жансеитов

Здравствуйте, Манарбек! Относительно выделения земельных участков в г. Астане Вам необходимо обращаться в акимат по месту жительства. Так как, согласно п. 2.1 ст. 16 Земельного кодекса РК, предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование относится к компетенции местного исполнительного органа столицы (Акима г. Астаны).
Кроме этого, в Астане и пригородных районах Акмолинской области, в связи с проработкой вопроса по размещению международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» и до полного определения перечня объектов строительства указанной выставки, инженерных коммуникаций, придорожных сервисных инфраструктур акиматами г. Астаны и Акмолинской области временно приостановлены выделения земельных участков в г. Астане и Целиноградском, Аршалинском и Шортандинском районах Акмолинской области.
В связи с изложенным, по мере подготовки площадок (после завершения подготовительных работ по размещению инфраструктур «ЭКСПО-2017») Вам необходимо обращаться в акимат г. Астаны и управление земельных отношений города.

Вопрос #8 (27.03.2014). Для ДАМУ написаны хорошие программы, но на деле этот фонд вообще не работает. Закончила курсы Бизнес-Советник – грант получить не смогла. Сначала работники фонда расписывали все преимущества для слушателей этих курсов, а как решила подать документы на грант, отношение сразу поменялось: говорят, рассчитывайте только на себя, на всех грантов не хватит. Ну и зачем такие фонды – одна профанация?
Анастасия Левченко, Алматы

Здравствуйте, Анастасия! Целевые гранты предоставляется начинающим субъектам частного предпринимательства, молодым предпринимателям, женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет (Предприниматель) выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей в рамках приоритетных секторов экономики.
Максимальная сумма гранта для одного Предпринимателя не может превышать 3 000 000 тенге.
Финансирование мер поддержки в форме грантов осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Отмечу, что средства гранта предоставляются государством через местные исполнительные органы по итогам проводимых конкурсов по отбору предпринимателей на предоставление целевых грантов. Обязательным условием для участия в конкурсе является прохождение предпринимателями краткосрочного обучения для начинающих предпринимателей по проекту «Бизнес советник»/«Бизнес-Советник-I» или «Школа молодого предпринимателя», но при этом отмечаю, что прохождение данных курсов не является решающим фактором в получении гранта.
Для проведения конкурса местные исполнительные органы создают конкурсную комиссию по отбору заявок субъектов малого предпринимательства, претендующих на предоставление грантов, и утверждают ее состав. Основными принципами деятельности Конкурсной комиссии являются создание равных условий для Предпринимателей, а также единство требований, предъявляемых к ним, всесторонность и полнота исследований представляемых документов, объективность принимаемых решений.
Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок дает рекомендации на основании следующих критериев оценки бизнес-проекта Предпринимателя:1) новизна бизнес идей; 2)конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности–маркетинговый анализ); 3) готовность бизнес-проекта к внедрению (проработка вопроса организации производства, наличие помещения для размещения Предпринимателя, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства).
Обязательным условием бизнес-проекта является софинансирование Предпринимателем расходов на реализацию проекта в размере не менее 10 (десять) %, в том числе личным имуществом от объема предоставляемого гранта.

Вопрос #9 (27.03.2014). Какие области у нас считаются экономически более развитыми, а какие – менее. Есть ли планы у правительства выровнять это развитие? В какой перспективе?
Эльдар Мустафин, Шымкент

Здравствуйте, Эльдар! В Казахстане сохраняется разрыв в социально-экономическом развитии регионов. Самый низкий среднедушевой валового регионального продукта в Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях. Это в основном регионы с сельскохозяйственной специализацией.
Почти половина экономического потенциала (47,2%) страны сосредоточена в четырех регионах (городах Алматы и Астаны, Атырауской и Карагандинской областях).
На долю четырех аграрных регионов (Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской областей) приходится 11,3% ВВП.
Между тем как показывает мировая практика, такие территориальные различия естественны и объективны. В то же время стихийное, нерегулируемое саморазвитие регионов приводит к нежелательным территориальным различиям, следствием которых является социальная и экономическая неравномерность, неконтролируемая миграция населения, слабое использование имеющего потенциала развития и высокие экологические издержки.
В этой связи современная региональная политика государства направлена на стимулирование концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создание условий для роста экономической активности субъектов рынка и формирование единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой экономикой.

Вопрос #10 (27.03.2014). Я слышала такую версию, что правительство намеренно стимулирует урбанизацию населения – именно поэтому деньги по любым госпрограммам оседают на уровне областей. Или это неправда? Но тогда что делается для периферии? Когда наконец люди, проживающие в аулах, почувствуют реальную заботу о себе?
Макпал Куанова, Кентау

Здравствуйте, Макпал! В республике реализуются множество государственных и отраслевых программ, направленных на решение определенных задач. Так, к примеру, развитие сел осуществляется в рамках программ развития образования, здравоохранения, Агробизнес 2020, «Развитие регионов», «Ақ бұлақ», развития жилищно-коммунального хозяйства, Дорожной карты занятости 2020, Дорожной карты бизнеса 2020 и других.
Так, в рамках госпрограммы образования в сельской местности только в 2014 году за счет средств республиканского бюджета предусмотрено строительство и реконструкция 86 объектов образования на общую сумму 31,7 млрд. тенге, в том числе 71 школ, 13 детских дошкольных учреждений, 2 профтехлицеев. В рамках проектов по развитию объектов здравоохранения предусмотрено строительство 80 объекта здравоохранения на общую 12,2 млрд. тенге.
В рамках программ «Ак Булак» и развития жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено строительство и реконструкция 200 объектов водоснабжения на сумму 37,9 млрд. тенге, а также газоснабжение 16 сельских населенных пунктов на сумму 5,4 млрд. тенге.
Кроме того, в рамках утвержденной Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020» предусмотрено увеличение физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза и выделение 466,0 млрд.тенге для развития сельскохозяйственной отрасли.
Параллельно реализуется первое направление Дорожной карты занятости 2020, в рамках которой выделено 25,2 млрд. тенге.

Вопрос #11 (28.03.2014). Имеете ли вы рычаги влияния на местных акимов? У нас поселковый аким ничего не делает для народа, а только занимается личным обогащением. Что делать, куда жаловаться?
Т.О., Алматинская область

Здравствуйте! Одним из форм рычагов влияния на деятельность местных исполнительных органов, акимов разных уровней являются отчеты акимов перед населением соответствующей административно-территориальных единицы. Сам формат отчетности подразумевает подотчетность акимов перед народом. Таким образом, можно говорить о том, что отчеты акимов – это, своего рода, реализация принципа самоуправления. Народ в данном случае получает возможность влиять на власть. Отчеты акимов позволяют населению проанализировать и оценить работу акимов.
Согласно требованиям, установленным Указом Президента РК от 15 августа 2013 года «О проведении акимами отчетных встреч с населением», отчеты акимов городов и сел проводятся один раз в квартал в течение первого месяца квартала.
Кроме того, в принятом Законе от 13 июня 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан» предусмотрены нормы по повышению роли населения в решении вопросов местного значения через сходы и собрания местного сообщества, обязательности обсуждения собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения, повышению роли маслихатов, в части введения норм о выборности акимов городов районного значения, поселков, сел, сельского округа, выражения недоверия акиму, дача согласия на назначение на должность акима депутатами маслихатов, а также отчетность акимов перед населением.
В соответствии новыми требованиями Закона, на сходах местного сообщества предусмотрено заслушивание и обсуждение отчетов акимов всех уровней, которые позволяют обеспечить эффективное решение насущных вопросов на местах, усилить ответственность и подотчетность акимов перед населением, а также повысить роль маслихатов, так как именно депутатам маслихатов, народным избранникам, представителям сел, поселков, сельских округов предоставляется право выбирать акимов.
Также, в рамках указанного Закона приняты меры по повышению роли маслихатов. Так как, маслихат по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом Республики Казахстан либо вышестоящим акимом. Основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму будет являться двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета.
Вместе с этим, маслихат на своих сессиях рассматривает представления о даче согласия на назначение на должность акима области, города республиканского значения, столицы, а также кандидатур на должности акимов, на назначение которых требуется согласие маслихатов.

Вопрос #12 (28.03.2014). Можете ли назвать несколько самых удачных бизнес-проектов, которые развиваются в регионах, те, которые на Вас произвели впечатление? Что Вы можете сказать предпринимателям, какие ниши еще не заняты, где стоит проявить активность?
Владислав Трофимов, Астана

Здравствуйте, Владислав! В этом вопросе можно особо выделить ТОО «Та-Мак» (Жамбылская обл.), которая является производителем макаронных изделий для национального блюда «Бешбармак» и является создателем нового вида макаронного изделия. Также, их продукт успешно экспортируется в Россию, Германию и Францию.
Вместе с этим, можно отметить работу ТОО «Кайнар АКБ» (Алматинская обл.). Это предприятие имеет полный цикл производства аккумуляторных батарей от отливки деталей и комплектующих до сборки готовых изделий. Кроме того, предприятие, имея две собственные гидроэлектростанции, производит и реализует электроэнергию. Более 70% продукции компании экспортируется в страны ближнего зарубежья – Украина, Киргизия, Узбекистан, Грузия. Продажей аккумуляторов по Казахстану занимаются филиалы, расположенные в 16 регионах республики. Предприятие имеет также свое представительства во многих городах России и в других странах СНГ.
Я считаю что, данные предприятия не самые инновационные, но именно такие предприятия показали успешное совмещение инноваций с казахстанской моделью бизнеса.
Про ниши предпринимательства можно рассказать в разрезе регионов отмечая специфические особенности регионов и необходимость развития предпринимательства в отдельных сферах. Например, в городах Астана и Алматы отмечается малая доля предприятий, действующих в сфере образования и здавоохранения, в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской и Карагандинской областях предприятий по производству сельскохозяйственных продуктов, в Акмолинской, Жамбылской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях предприятий осуществляющих профессиональную, техническую и научную деятельность (консультационные услуги, рекламная деятельность и т.д.). Для Восточно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской области характерно отставание от общереспубликанской структуры МСП по доле предприятий строительства, что свидетельствует о малом количестве субъектов предпринимательства в этом секторе.

Вопрос #13 (28.03.2014). Есть ли у министерства подразделения в областях? Где можно получить такую информацию?
Александр Те, Риддер

Здравствуйте, Александр! Министерство имеет в областях и городах Астаны и Алматы свои территориальные органы, выполняющие функции в сфере контроля за соблюдением земельного законодательства, а также и в сфере архитектуры и строительства.
По вопросам связанными с правильностью применения земельного законодательства уполномоченными органами являются Территориальные земельные инспекции Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства (телефон приемной – 74-90-64), контроль за архитектурной и строительной деятельностью возложен на территориальные Департаменты государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства (телефон приемной – 74-17-87).

Вопрос #14 (28.03.2014). Занимается ли ваше министерство социальными вопросами, в частности, меня интересует, куда обращаться, чтобы наконец в нашем районе решили вопрос с водообеспечением и газификацией.
Динара Бесембай, Алматинская область

Здравствуйте, Динара! Планирование, разработка проектно-сметной документации по водоснабжению сел относится к компетенции местных исполнительных органов.
Мы лишь принимаем и рассматриваем бюджетные заявки местных исполнительных органов и перечисляем финансовые средства из республиканского бюджета на реализацию проектов по водоснабжению. В 2013 году из республиканского бюджета по Алматинской области на реализацию 12 проектов по сельскому водоснабжению перечислено в МИО 1 908 550 тыс. тенге.
В 2014 году из республиканского бюджета по Алматинской области на реализацию 9 проектов по сельскому водоснабжению предусмотрено 3 537 179 тыс. тенге

Вопрос #15 (28.03.2014). Станет ли Аягоз райцентром? Или это только слухи?
Группа аягозцев

Здравствуйте! В настоящее время город Аягоз Восточно-Казахстанской области отнесен к категории городов районного значения, в соответствии с Указом Главы государства от 8 апреля 2014 года № 790 «Об отнесении городов Зыряновска и Аягоза Восточно-Казахстанской области к категории городов районного значения».
Напомню, ранее Аягоз являлся городом областного значения и центром Аягозского района Восточно-Казахстанской области.

Вопрос #16 (28.03.2014). Насколько я понимаю, вы отвечаете за различные инвестиционные проекты. Как относитесь к мегапроекту по Кок-Жайляу? Почему мнение общественности совершенно не учитывается местной властью? Ведь в цивилизованных странах без одобрения общественностью ни один проект не будет реализован – а у нас наоборот.
Лариса Ким

Здравствуйте, Лариса! В рамках реализации программ «Ақ бұлақ», модернизация ЖКХ, «ДКБ-2020», «Развитие регионов», развитие моногородов, «Доступное жилье - 2020», в Министерстве действительно реализуются и различные инвестиционные проекты. Вместе с тем, заказчиками инвестиционного проекта горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» является Агенство РК по делам спорта и физической культуры.

Вопрос #17 (28.03.2014). Я уверена, что доступное жилье – это некая абстракция, не каждому желающему даже «доступное» жилье по карману. Какова сейчас стоимость одного квадратного метра в регионах, повысилась ли она в связи с девальвацией?
Гаухар Апсеметова

Здравствуйте, Гаухар! После проведенного Министерством совместно с компетентными органами и организациями анализа фактической стоимости строительства жилья в республике выявлено, что цена 1 кв. метра жилья в рамках «Программы Доступное жилье -2020» (Программа) не соответствует фактическим расходам на его строительство, что может привести к некачественному строительству жилья и срыву реализации Программы.
Так, средняя фактическая стоимость 1 кв. метра жилья в стране составляет от 100 до 120 тыс. тенге.
В связи с чем, было принято решение, согласно которому цена за 1 кв. метр жилья 4-класса комфортности по линии АО «Жилстройсбербанк Казахстана» составила: в городах Атырау, Усть-Каменогорск и Актау – 110 тыс. тенге, в остальных регионах – 90 тыс. тенге. В городах Астана и Алматы стоимость не изменилась и составляет – 120 тыс. тенге.
По направлению Программы для очередников акиматов стоимость не менялась: в городах Астаны и Алматы она составляет – 120 тыс. тенге, в остальных регионах – 80 тыс. тенге.
Одним из факторов доступности жилья в рамках Программы являются размеры ежемесячных платежей его покупателей. Исходя из указанных выше цен, размер ежемесячных платежей для участников Программы составят от 30 до 60 тыс. тенге для квартиры в 50 кв. метров. Данные размеры будут достаточны для семей со средними доходами. Необходимо также отметить, что для малообеспеченных семей в рамках Программы реализовывается недорогое коммунальное жилье, предназначенное очередникам акиматов, ежемесячный арендный платеж по которому составляет около 3-5 тыс. тенге.

Вопрос #18 (29.03.2014). Когда наконец мы сами начнем избирать акимов, чтобы они работали для народа, и боялись за свою карьеру?
Олжас

Здравствуйте, Олжас! Выборы сельских акимов - важный шаг на пути внедрения принципа выборности акимов в целом. Всем известно, что этот вектор задал Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». Там четко обозначено намерение ввести в стране с 2013 года институт выборности акимов.
Своим решением с внедрением выборности акимов, а вместе с тем делегированием им новых дополнительных полномочий и возможностей, государство оказывает доверие акимам. Принятые Законом от 13 июня 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан» поправки в законодательство создают реальные условия для повышения самостоятельности и ответственности акимов сел и поселков, сельских и поселковых округов.
Согласно Концепции развития местного самоуправления в РК, утвержденной Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года № 438, на первом этапе ее реализации предусмотрено введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа маслихатами районов (городов) посредством их выборов маслихатами районов (городов).
В этой связи, в августе 2013 года в 2457 городах районного значения, сельских округах, поселках и селах прошли выборы акимов 47 городов районного значения, 2101 сельских округов, 119 поселков и 190 сел, не входящих в состав сельского округа.
Данные выборы акимов проведены в соответствующих административно-территориальных единицах на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных акимов выборщиками-гражданами Республики Казахстан, являющимися депутатами маслихатов. Народные избранники, выражающие интересы своих избирателей, отныне получают действенные рычаги влияния на акимов, а значит и на судьбу регионов, что существенно повышает ответственность акимов как перед депутатами, так и перед населением.
Для того, чтобы внедрить прямые выборы акимов необходимо провести анализ проведенных выборов акимов нижних уровней, наработать определенный опыт, изучить все плюсы и минусы избирательной кампании и только потом принимать взвешенное решение.

Вопрос #19 (29.03.2014). Занимается ли государство возведением инженерной инфраструктуры для тех массивов, где выделяются для граждан по 10 соток земли?
Анжелика Вебер, Алматы

Здравствуйте, Анжелика! Мы обеспечиваем инженерно-коммуникационной инфраструктурой отведенные под индивидуальное жилищное строительство массивы до начала строительства жилых домов должны быть обеспечены, согласно пункта 4 раздела «Строительство индивидуального жилищного строительства» программы «Доступное жилье 2020». Только после проведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры к земельным участкам, отведенных под индивидуальное жилищное строительство, местные исполнительные органы начинают работу по их распределению.

Вопрос #20 (30.03.2014). Есть ли в вашем министерстве структура, которая проверяла бы целевое использование средств по госпрограммам? Создается впечатление, что миллиарды и даже триллионы тенге уходят в песок – по крайней мере мы не видим очевидного улучшения жизни.
Бекболат

Здравствуйте, Бекболат! Да конечно. В структуре Министерства имеется подразделение Управление внутреннего аудита (Служба внутреннего контроля). Они осуществляет внутренний контроль по направлениям деятельности государственного органа с целью повышения качества и производительности его работы, осуществляет проверку соблюдения государственным органом бюджетного и иного законодательства РК. Также Служба внутреннего контроля принимает меры по выявлению, пресечению и недопущению нарушений при использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Данная Служба организационно независима от других структурных подразделений, подчинена и подотчетна только первому руководителю государственного органа.
Кроме того, структурными подразделениями и комитетами на постоянной основе в рамках заключенных соглашений между Министерством и местными исполнительными органами осуществляется мониторинг об использовании средств и достижении прямых и конечных результатов в пределах передаваемых трансфертов, в том числе и отраслевых программ.

Вопрос #21 (31.03.2014). Слышал, что ваше министерство занимается развитием агломераций. Что это такое? Как изменится жизнь населения городов в связи с этим?
Дмитрий Наливайко

Здравствуйте, Дмитрий! Действительно в компетенцию Министерства относятся вопросы регулируемой урбанизации, формирования и развития агломераций как долгосрочных точек роста страны, которые сформулированы в Прогнозной Схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года.
Агломерация – это урбанизированная локальная система расселения, расположенная в пригородной зоне и зоне влияния одного или нескольких крупных городов-центров, объединенная тесными трудовыми, хозяйственными, рекреационными, культурно-бытовыми и иными связями. В зону влияния агломерации входят населенные пункты, расположенные за пределами пригородной зоны, в пределах радиуса ежедневной маятниковой трудовой миграции
С точки зрения регулирующих механизмов агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и город-ядро (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), и пригородное окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).
Современная людность городов, плотность расселения, специализация экономики, географическое положение, административный статус города, близкое соседство других городов – вот главные критерии, на основании которых можно идентифицировать круг городских центров, имеющих позитивный потенциал агломерационного развития в долгосрочной перспективе.
Главными урбанистическими центрами страны станут города Астана, Алматы, Шымкент и Актобе.
При реализации задач по развитию агломераций будет совершенствоваться территориальная, градостроительная и институциональная политики развития агломераций, а также планируется скоординировано развивать инфраструктуры агломераций с применением инновационных технологий.
Государство в урбанизированных районах (особенно в агломерациях), растущих быстрыми темпами, будет повышать уровень и эффективность своих капитальных затрат. Капитальные затраты государства в сфере инфраструктуры оказывают существенное и положительное влияние на экономический рост региона.

Вопрос #22 (31.03.2014). Каково ваше мнение о бизнес-омбудсмене? Его нужно назначать или выбирать? Кого вы могли бы предложить на этот пост?
Назым Ислямова

Здравствуйте, Назым! Как Вы знаете, основной целью бизнес-омбудсмена является защита прав и интересов предпринимателей, в чем сегодняшний бизнес остро нуждается.
Бизнес-омбудсмен, скорее всего, должен назначаться Президентом, поскольку он будет обладать особым статусом, и иметь весьма широкий функционал.
Кого бы я мог предложить на данный пост, думаю я не вправе кого-либо рекомендовать, но одно я могу сказать, что он должен быть высококвалифицированным специалистом, имеющий большой опыт в данной сфере и пользоваться популярностью в бизнес среде, поскольку на его плечи ляжет огромная ответственность.

Вопрос #23 (31.03.2014). Уважаемый министр! Читал, что ваше министерство разрабатывает новый механизм предоставления земельных участков под ИЖС. Что изменится?
Куаныш

Здравствуйте, Куаныш! Министерством разработан проект новых Правил предоставления земельных участков под ИЖС. В настоящее время вопрос прорабатывается совместно с другими заинтересованными органами с учетом предложений местных исполнительных органов.

Вопрос #24 (31.03.2014). Насколько я понимаю, сейчас правительство нацелилось на то, чтобы часть населения перетекла в города. Не кажется ли вам, что это недальновидно, так как экономика неразвита и новые рабочие места создаются только на базарах. Если человек живет на селе, он может зарабатывать за счет сельского хозяйства, а в городе – только за счет торговли. Получается, что мы плодим армию торговцев, а не производителей.
Рустам А.

Здравствуйте, Рустам! Как вам известно, Казахстан к 2050 году планирует войти в число самых развитых 30 стран мира. Это предполагает необходимость достижения определенных целевых индикаторов – ВВП на душу населения 60 тыс. долл., увеличение ненефтяного экспорта до 70% от общего объема экспорта, рост производительности труда в 5 раз от нынешнего уровня, доведение доли малого и среднего бизнеса в структуре валового внутреннего продукта до 50%, и так далее.
В этих целях, мы считаем необходимым проведение системной политики по территориальной концентрации людей, знаний и капитала в долгосрочных точках роста.
То есть в сфере территориальной политики необходимо повысить к 2050 году долю городского населения страны до 70% (от нынешних 55%), при этом более 35% должно жить в городах с населением свыше 2 млн. чел. (по нашим прогнозам, это будут города Алматы, Астана, Шымкент).
Вопросы внутренних перемещений населения при этом впервые учтены в Законе Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения». Начиная с 1 января 2015 года, в целях регулирования процессов внутренней миграции будет усилен контроль над выполнением внутренними мигрантами обязанностей по регистрации на новом месте жительства.
Правительством РК планируется установление квоты переселения внутренних мигрантов и получение статуса переселенца. Гражданам РК, включенным в квоту переселения внутренних мигрантов, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан, будут выплачиваться единовременные пособия, включающие затраты по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества, и предоставляться льготные кредитные займы для строительства, восстановления или приобретения жилья.
Переселение людей из сельской местности в города способствует процессу урбанизации страны. Согласно мировому опыту, в среднем увеличение численности городских жителей страны на 10 %, дают дополнительный прирост экономики на 6,4 %.

Вопрос #25 (01.04.2014). Читала о том, что вы собираетесь сделать обязательными отчисления граждан на капремонт многоквартирных домов жилых (или уже сделали?). По сути, это еще один вид налога, но только без каких-либо гарантий использования его по целевому назначению! Может быть, не надо нам таких «революций»?
Полина Иволгина

Здравствуйте, Полина! Действительно в 2011 году в Закон были внесены изменения в части накопления средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума на сберегательный счет органа управления объектом кондоминиума, в связи с этим данная норма уже действует.
Так, орган управления объектом кондоминиума, согласно пункту 8 статьи 31 Закона «О жилищных отношениях», обязан открывать на каждый объект кондоминиума текущий счет в банке второго уровня, на который перечисляются взносы собственников квартир на содержание и текущий ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума.
Собственники квартир для накопления средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума обязаны ежемесячно вносить на сберегательный счет органа управления объектом кондоминиума сумму в размере, определяемом на собрании собственников квартир, но не менее размера 0,02-кратного месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в расчете на один квадратный метр полезной площади жилого (нежилого) помещения.
Также орган управления объектом кондоминиума обязан открыть на каждый объект кондоминиума сберегательный счет в банке второго уровня для накопления сумм на капитальный ремонт общего имущества данного объекта кондоминиума. Непосредственное совместное управление всеми собственниками объекта кондоминиума может осуществляться без открытия счетов в банках второго уровня.
Дополнительно отмечу, что накопительные средства это не вид налога и целевое направления накопительных средств предназначены для капитального ремонта.

Вопрос #27 (02.04.2014). Дороги – вот что нужно нам делать. На Алаколь ехать далеко, да и дорога плохая. Поэтому люди едут по привычке на Иссык-Куль. Министерство ваше думало на этим? Ведь тогда и регионы будут развиваться.
Галымжан, Алматы

Здравствуйте, Галымжан! По вопросам проведения эффективной государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций, связи и информатизации рекомендую Вам обратиться на блог министра транспорта и коммуникаций РК (http://blogs.e.gov.kz/ru/blogs/kasymbek_z/index/)

Вопрос #29 (03.04.2014). У нас в Иссыке все только и говорят о том, что планируется построить жд-ветку для электричек, которая свяжет наш город с Алматы. Когда это произойдет?
Фарида Изамова

Здравствуйте, Фарида! По вопросам проведения эффективной государственной политики в сфере транспорта и коммуникаций, связи и информатизации рекомендую Вам обратиться на блог министра транспорта и коммуникаций РК (http://blogs.e.gov.kz/ru/blogs/kasymbek_z/index/)

Портал www.millioner.kz благодарит спикера и читателей за участие в интернет-конференции!