Ширма, за которой прячется директор. Часть вторая

Холдинги и национальные компании Казахстана приобрели слишком дорогостоящие аппараты в виде совета директоров. А оценить их КПД невозможно – нет инструментов.

«Возьмем для примера ситуацию из мира искусства. Моцарт написал гениальное произведение. Оно будоражит не только виртуозов, но и начинающих музыкантов. И если последние не могут исполнить его на высоком профессиональном уровне, то Моцарт, согласитесь, в этом не виноват», – исполнительному директору Казахстанской ассоциации независимых директоров Раушан Райсхановой не откажешь в логике.

И она проводит параллель: точно так же в корпоративном управлении. Идея сама по себе гениальная, но если она внедряется в практику посредственно, то нельзя говорить, что она плоха. «Корпоративное управление стоит того, чтобы к нему присматриваться, применять и получать очень большой эффект», – говорит Раушан, и, после монолога мы продолжаем интервью.

– Раушан, продолжим. По сути, совет директоров в рамках корпоративного управления представляет интересы собственников с одной стороны, и с другой – осуществляет контроль за менеджментом.

– Это одно и то же.

– Да. Но это некая посредническая структура для собственников, акционеров компании. Можно ли расценивать совет директоров как «налог на лень» собственника и акционера контролировать менеджмент?

– Совершенно несогласна. Опыт показывает: когда учредитель лично контролирует каждый процесс и отказывается делегировать часть полномочий, он остается обычным предпринимателем. Чтобы перейти на новый уровень, нужно иначе подходить к ведению бизнеса. У каждого акционера есть высокая планка, которую он хочет достичь. Он дорастил свою компанию до определенного уровня и дальше один не может ею управлять. Здесь нужны, условно говоря, агенты, которые представляют его интересы в его же компании.

Если в такой компании появляется качественный совет директоров, то это дает большой синергетический эффект. Представим, акционер отличный финансист, но не очень хорошо разбирается в производстве. Или он превосходно продвигает свой продукт, но при этом не финансист. СД в таком случае очень хорош: он будет управлять компанией, а исполнительный орган, менеджмент, осуществлять то, что предусмотрено в стратегиях и планах.

Поэтому говорить о лени нельзя ни в коем случае. Как правило, акционеры – это не ленивые люди. Но иногда им нужно отойти в сторону и предоставить профессионалам свободу действий в дальнейшем продвижении компании.
Ирина ГАЛКИНА

Полная версия: https://zonakz.net/2017/05/19/shirma-za-kotoroj-pryachetsya-direktor-cha...


Комментарии работают на платформе Disqus