Банк Астана – это почти Титаник. Только в финансовой сфере

Паника вкладчиков способна погубить любой даже самый устойчивый финансовый институт. А в случае с казахстанскими банками это сделать еще проще – увы, многие из них являются лишь условно устойчивыми.

«Если ситуация с Банк Астаны будет и дальше развиваться по негативному сценарию, то этот кейс будут рассматривать как уникальный. Это будет история, о том, как регулятор, вопреки своей функции стабилизации финансового рынка предоставил главе государства информацию о банках, получившую широкую огласку и спровоцировавшую бегство депозиторов в одном из них, тем самым ухудшив его ликвидность», – написала на своей личной странице в Facebook Бахыт Маженова.

Она много лет возглавляла Казахстанский фонд гарантирования депозитов, активно изучала международный опыт спасения и ликвидации банков, – так что толк в кейсах знает.

Но казахстанская практика – совсем другое дело. Здесь своя специфика.

«И самое интересное, что банк не сможет защитить свои права, поскольку первое лицо государства огласило эту информацию. Возможно эту историю будут приводить на многих презентациях и лекциях как не должен вести себя регулятор. А может быть не будут рассматривать, может просто посмеются над нами, такими незрелыми профессионалами», – полагает г-жа Маженова.

***
Под критику главы государства попали три банка – ЭксимБанк, Банк Астаны и Qazaq Banki. И она всколыхнула не только акционеров и менеджеров, но и инвесторов, и вкладчиков, и компании, которые имеют счета и средства в этих банках.

Нурсултана Назарбаев сказал, что «эти банки имеют ужасные показатели из-за того, что акционеры плохо руководили ими, задолжали и не могут ответить своим вкладчикам средствами – как они могут работать? И все это хотят взвалить на государство! Если хотят дальше работать, пусть акционеры вернут деньги, которые они вытащили оттуда самым неправильным образом».

В подобных случаях обычно объекты критики ведут себя смирно, чтобы лишний раз не попасть под горячую руку. Но в данном случае молчание и прятки – смерти подобны. Услышав негативный отзыв, и понимая, что это неспроста, компании захотели вывести из этих банков свои деньги, чтобы не потерять их, туда же бросились и вкладчики, хотя в Казахстане действует система страхования вкладов для физических лиц, и гарантиями возврата обладают все депозиты до 10 млн. тенге в одном банке. Это закон катастрофического жанра.

***
И потому владельцам и руководству банков надо было что-то сказать (забегая вперед, отметим, что один из «фигурантов» этого дела вообще-то отмолчался). Банк Астаны сработал оперативно, разослав сообщение уже через несколько часов: «По состоянию на сегодняшний день АО «Банк Астаны» исполняет все пруденциальные нормативы Национального банка РК. За всю историю существования АО «Банка Астаны» ни разу не допускал дефолта по своим обязательствам».

Но раз уже начали сгущаться тучи, то их уже не разогнать руками.

В итоге этому банку пришлось вводить ограничения для клиентов – первоначально до 2 мая с.г., но после этой даты режим чрезвычайной ситуации продлен еще на месяц, а ограничения стали более жесткими.

До 1 июня с.г. для физических лиц расходные кассовые операции с текущих счетов, депозитов и платежных карт банком проводиться не будут. Введено ограничение до 100 тыс. тенге в месяц на снятие денег по картам с банкоматов АТМ. Внутрибанковские переводные операции, в том числе между своими банковским счетами, в пользу третьих лиц ограничены суммой в 50 тыс. тенге в сутки, как и межбанковский перевод с депозитов, текущих счетов карты Банка и р2р переводы. По кредитным картам не доступны для проведения расходные операции – нельзя в магазине купить даже хлеб.
Ирина ГАЛКИНА

Читать далее: https://zonakz.net/2018/05/03/bank-astana-eto-pochti-titanik-tolko-v-fin...


Комментарии работают на платформе Disqus