10 вызовов для правительства Сагинтаева. Кадровый голод, покровительство, семейственность. Часть 5

Не всегда за каждым новым назначением в правительстве стоят образование, опыт, потенциал назначенца и меритократия.

Вызов №5: Дисбалансы в государственной кадровой политике
О том, как рождалась и совершенствовалась госслужба в Казахстане, можно написать целую книгу. Но можно изложить этот эволюционный путь и коротко.

Ровно 20 лет назад в Казахстане было создано ведомство, которое начало курировать кадровую политику государства. Тогда же началась полноценная реформа: все госслужащие законодательно были разделены на политических и административных. По сути, уже в самом начале был отменен срочный контракт – все госслужащие получили таким образом карт-бланш, и им не нужно было после отставки или ухода первого руководителя покидать свою должность. С того момента государственные служащие стали работать на профессиональной основе.

Тогда же, до 2012 года, был внедрен принцип меритократии, отбор на ту или иную государственную должность на конкурсной основе. Это должно было стать твердым практическим правилом. Одновременно была внедрена система оценки работы государственных органов.

В 2015 году был принят новый закон о госслужбе, и Казахстан перешел от смешанной «позиционно-карьерной» к «карьерной» модели. Главный принцип – поэтапный карьерный рост: любой чиновник может быть назначен с нижестоящих на вышестоящие должности на конкурсной основе и исключительно при наличии стажа на нижестоящей позиции не менее одного года. То есть, закреплялся приоритет занятия вышестоящей вакансии только для действующих сотрудников.

Начали борьбу с «командными перемещениями» – на законодательном уровне минимизированы внеконкурсные назначения. Есть даже позитивная статистика на этот счет: такие перемещения сократились в 19 раз – с 6500 в 2015 году до 348 в 2017 году.

***
При внешне правильной кадровой политике у нее немало изъянов, о чем мы писали подробно: это и слишком раздутый госаппарат, и далеко несовершенная система оценки, и пр.

Но принципы заложены правильные. Казалось бы, ни одна, даже самая жесткая тряска аппарата того или иного ведомства (ну мало ли, по каким причинам) теперь не может стать фатальной – если существует преемственность.

Однако практика, как ни странно, расходится с принципами, которые провозглашены.

***
«Почему третий день нет министра финансов? Потому что у нас в законодательстве не определены формальные требования к министру финансов: каким должно быть образование, что он должен знать и уметь. Изучала пару лет назад профессиональный уровень тех, кто управляет государственными финансами — тогда обратила внимание. Для всех позиций в Минфине такие требования есть, а на самого министра — нет. Вот и не может Президент решить, кого назначить», – написала в Facebook известный экономист Меруерт Махмутова.

Вообще, прошлая неделя стала потрясающей – в смысле, были проведены некоторые знаковые назначения. Сначала не спала Астана – целую ночь она оставалась без градоначальника – Асет Исекешев был назначен руководителем Администрации Президента РК взамен отправленного на пенсию Адильбека Джаксыбекова. Но наутро подходящая кандидатура была найдена – кресло акима Астаны занял экс-министр финансов Бахыт Султанов.

А вот должность министра оставалась вакантной – и на третьи, и на четвертые сутки…

По логике административной реформы, ее карьерной модели, эту должность мог получить только кто-то из числа заместителей министра. Но, видимо, среди них «достойной кандидатуры» не нашлось, раз не последовало мгновенного назначения.
Ирина ГАЛКИНА

Читать далее: https://zonakz.net/2018/09/20/10-vyzovov-dlya-pravitelstva-sagintaeva-ka...


Комментарии работают на платформе Disqus